Описываемый процесс был запущен еще в 2010 г., когда был принят скандальный 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Там о «частном подряде» еще ничего не говорилось, зато было введено само лукавое понятие «госуслуги» и прописывалась возможность оказания их на возмездной основе. Тогда многие вменяемые депутаты из условно оппозиционных думских фракций справедливо указывали: тихой сапой происходит отчуждение неотчуждаемых прав граждан на общедоступность и бесплатность образования и медицины в России, гарантированных ст. 41 и 43 Конституции. Однако единоросовское большинство оперативно сделало то, что от него и требовалось спецами-лоббистами из Высшей школы экономики и прочих «департаментов ликвидации государства». Так была создана первая лазейка для торговли гособязательствами.
Далее, в 2016 году, Минфин разработал и опубликовал для публичного обсуждения документ, дающий возможность органам власти всех уровней формировать госзаказ в рамках договоров государственно-частного партнерства и монетизировать не менее 20% услуг для граждан в сферах образования, спорта, культуры и социальной защиты. Мы хорошо помним, во что на практике вылилась т.н. монетизация льгот 2004-2005 гг., когда миллионы федеральных льготников (инвалидов, военнослужащих, ветеранов и т.д.) фактически лишились соцгарантий в виде бесплатного проезда на общественном транспорте, лекарственного обеспечения и санаторно-курортного лечения. Более всего «реформа» ударила по пенсионерам, обеспечение которых федеральные власти отдали на откуп регионам. В результате после массовых протестов Правительству пришлось включить заднюю и отказаться от распространения данного опыта. Как видим, к сожалению, ненадолго…